На Руси женщину, родившую мертвого ребенка, наказывали

На Руси женщину, родившую мертвого ребенка, наказывали

В славянской культуре и быте не было худшего наказания, чем не выйти замуж и остаться в девках. Такое случалось редко, причины были разные, но было наказание для женщин на Руси еще более тяжкое — за то, что родила мертвого ребенка. Такой неординарный жест судьбы расценивали чуть ли не как проклятие.

Предназначение женщины всегда было одно — выйти замуж и родить как можно больше детей, пусть и ценой своей жизни. Беременность часто наступала одна за другой, опомниться было некогда. Рожали, воспитывали, кормили, но бывали и капризы, которые истощенный организм демонстрировал время от времени. Выкидыши, невозможность зачать, мертворожденные дети — всё это сопровождает человечество с давних пор.

За что могли наказать женщину в условиях древней Руси?

На Руси женщину, родившую мертвого ребенка, наказывали

Наказывать взрослого человека мог только вышестоящий по социуму. И если воспитанием детей занимались родители, то замужнюю даму мог проучить лишь ее муж — ее единственный повелитель в земной жизни. Поскольку деньгами или любыми семейными активам женщина в принципе не могла располагать, оставалось одно — поколотить непокорную супругу, что часто и случалось. Но бывало наказание куда страшнее — рождение мертвого ребенка. Это был ад кромешный, поскольку связывалось с высокими сферами и указывало на греховность беременной женщины.

Считалось, раз с виду здоровая молодая женщина не смогла произвести жизнеспособное потомство, это плохой знак. Значит, что-то с ней не так, значит, грешна в мыслях или деяниях.

В любой культуре материнство было главным предназначением женщины. И везде интересное положение сопровождалось некими послаблениями: беременность иногда могла освободить будущую мамочку от тяжелых работ. Об этом подробнее написано в книге «Перинатальная психология» Сидорова, Чумаковой и Щукиной. Зато были и плюсы — никто не мог отказать беременной в просьбе, иначе будет наказан. А еще нельзя было ругаться — ни беременной, ни ее окружению.

Нежизнеспособное потомство — это грехи родителей

На Руси женщину, родившую мертвого ребенка, наказывали

В целом, беременность всегда приветствовалась, и не только из-за роста семьи и появления новых рук в семье. У этого состояния была и литургическая нагрузка — наши предки верили в то, что женщина, носящая под сердцем ребенка — это своего рода Богородица.

Рождение мертвого ребенка сложно было предугадать — не было ни врачей, ни УЗИ. Так что течение беременности сопровождалось строгим соблюдением правил нравственной чистоты, пишет Морок и Разумовская в «Книге примет». Если не соблюдать эти правила, финал может быть ужасный. Например, если беременная чертыхнется хоть раз, то рогатый непременно заберет у нее дитя, оставив в колыбели полено.

Отсутствие детей в семье было непонятным, у окружающих версия была ровно одна — «У кого детей нет – во грехе живет». Если детей нет, то бог отвернулся от этой семьи, поэтому нужно взять приемного ребенка. Рождение мертвого ребенка тоже объясняли греховными деяниями родителей.

Наказание женщин за мертворожденного

На Руси женщину, родившую мертвого ребенка, наказывали

Историографы Омской области внимательно изучили кодекс правил крестьянских общин и их отношение к такой трагедии, как мертворожденный ребенок. Монография «Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание» поясняет этот сложный момент традиционно: «Если ребенок родился мертвый – грех на родителях».

Наказание следовало немедленно — церковь налагала на женщину епитимью. А в классическом понимании это не наказание или карательное мероприятие за грехи. Скорее, это духовное излечение, затягивание душевных ран при помощи животворной молитвы. Мертвый ребенок мог родиться в семье, где муж занимался рукоприкладством — в этом случае епитимья ждала и экспрессивного отца.

До сих пор церковь контролирует подобные ломкие моменты в жизни своих прихожан. Даже в 21 веке женщина, родившая мертвого младенца, должна задуматься над тем, «не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения», уверяют святые отцы. Если окажется, что совесть ее нечиста, то непременно следует исповедаться, спросить совета и загладить вину, искупив грех добрыми деяниями.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *