Домой Интересно Технологии СССР, опередившие время: мобильный телефон, электромобиль и нотбук

Технологии СССР, опередившие время: мобильный телефон, электромобиль и нотбук

20

Технологии СССР, опередившие время: мобильный телефон, электромобиль и нотбук

Технологии СССР, опередившие время: мобильный телефон, электромобиль и нотбук

Идея воплотить в жизнь переносное разговорное устройство пришла в голову советскому инженеру Леониду Куприяновичу. Сказано — сделано. В 1957 году выпускник советского вуза разработал мобильный телефон ЛК-1 весом в три кило. Но не это было самое неудобное: для полноценного функционирования устройство требовало дополнительную станцию, которая подключалась бы к городской телефонной сети. Поскольку беспроводной связи еще не было, пришлось проект приподзакрыть, хотя сама по себе идея блестящая.

Да и в карман такое чудо техники не поместилось бы — увы, но тогдашние технологии не позволяли минимизировать устройство. А ведь идея казалась сумасшедшей — «ненаучная фантастика», как говорили тогда интеллигентные и начитанные советские граждане. Тем не менее, заметку о разработке напечатали в специализированных журналах. Именно оттуда империалисты черпали идеи для своей электронной промышленности, если кто не в курсе.

Советский ноутбук

И ноутбук в СССР сумели разработать, назвали его «Электроника МС 1504». Базу, правда, слизали с японского компа T1100 PLUS, придуманный Toshiba. Вместе с батареей питания он весил 4,5 кило: сегодня такой бы никто не приобрел, а в те времена даже вес не остановил бы желающих. Другой вопрос — что мог делать этот ПК и зачем он был бы нужен, например, в домашнем обиходе? Ведь внутри находился всего лишь процессор с частотой 4,77 МГц, оперативная память на 640 килобайт и разъем для дискеты. Сильно не разгонишься, разве что текстовый файл открыть и почитать дефицитную книгу вроде макулатурного Александра Дюма или Мориса Дрюона.

Летающий автомобиль разработан в СССР

Технологии СССР, опередившие время: мобильный телефон, электромобиль и нотбук

Горьковский автомобильный завод не зацикливался на конвейерном выпуске машин, а дерзал. Его конструкторский отдел в в 1960 году представил летающий автомобиль ГАЗ-16 «Чайка». Понятно, что до самолета ему было далеко, однако он парил над поверхностью на создаваемой воздушной подушке.

Конструкторы создали также и амфибии — транспортные средства, двигающиеся по суше и по воде, но вот летающие прототипы быстро и высоко летать никак не хотели. Максимальная скорость, которую смог развить летающий автомобиль из СССР, были 170 километров в час. Но уж очень был прожорлив этот аппарат, решили инженеры и не найдя точку приложения, забросили разработку.

Советский интроцикл

В 1976 году инженер Эдуард Мельников разработал интроцикл. Так называется средство передвижения, напоминающее огромное колесо, внутри которого сидит человек. Внутренняя часть колеса сделана зубчатой, чтобы она могла передавать усилие на внешнюю часть.

Что было внутри? Обычный набор: топливный бак, двигатель, рулевое колеса и сиденье. При скорости максимум 70 километров в час интроцикл двигался даже по проселочным дорогам, но с куда меньшим азартом, 20 от силы. Не только в СССР были такие разработки, однако нигде так и не прижились.

Электромобиль — сделано в СССР

Сегодня мысль об электромобиле никого не удивляет, скорее, задаешься вопросом — где же та замечательная развитая сеть заправок для такого чуда? В СССР идею электрического автомобиля развивали с 1972 года, проводя тестовые заезды нашей теслы на столичных улицах, тогда почти пустых.

Идея казалась перспективной, учитывая цену киловатт-часа в Советском Союзе. О советской электромобильной разработке был снят целый репортаж и показан по Центральному телевидению. Комментируя эксперимент на дорогах Москвы 60-х, диктор за кадром отмечает, что в 2000 году концентрация выхлопных газов на улицах столицы превысит предельно допустимые нормы. Так что пешеходы будущего будут вынуждены надевать на улицу противогаз. Учитывая сегодняшнюю «замаскированность» населения ввиду вируса, не так уж советские визионеры ошиблись.