Сегодня мотоцикл «Урал» сложно встретить на российских дорогах. И где-нибудь в Америке, Японии или даже в Австралии они попадаются на глаза чаще. Однако интерес к этой легендарной марке в нашей стране огромен — даже несмотря на то, что многие и не догадываются, что за общим именем «Урал» скрываются три совершенно разных мотоцикла.
Если раскидать современный «Урал» по запчастям, то в кучке узлов и комплектующих вы найдете итальянские тормоза Brembo и систему зажигания от Ducati, немецкие шины Heidenau и амортизаторы Sachs, японские свечи NGK и аккумулятор Yausa, шведские подшипники SKF и впрыск от таких мировых гигантов автомотоиндустрии, как Bosch или Delphi. Из отечественного там будет только металл и руки, которые его обрабатывают. Незаметно для всех «Урал» стал глобальным мировым брендом, который успешно эксплуатирует своё славное прошлое, подробнее тут https://ironhorse.ru/imz/.
И это самое прошлое тщательно обыгрывается и в рекламе. «Купите Russian Military Motorcycle!» — зазывают клиентов продавцы. А в доказательство того, что он действительно Russian и несомненно Military, демонстрируют ролики с нарезкой из кинохроники времён Второй мировой войны, где солдаты вермахта на мотоциклах стройными колоннами катят на восток. «Ну, это нормально! — скажет иной знаток техники. — Все же знают, что непосредственный предок всех нынешних «Уралов» — мотоцикл М72 — был построен по образу и подобию немецкой модели BMW R71».
М72: уже не BMW, ещё не «Урал»
Так, да не совсем так. Действительно, когда ещё до войны в ЦК КПСС решался вопрос о начале производства тяжёлого армейского мотоцикла, в качестве прототипа рассматривались чуть ли не все наиболее актуальные модели, стоявшие на вооружении как потенциальных врагов, так и союзников. Harley-Davidson был тогда отвергнут советскими конструкторами ввиду примитивности и архаичности конструкции. А вот BMW им понравился куда больше. Но это был совсем не тот BMW, который вы можете видеть в кинохронике.
Дело в том, что модель R71 оказалась слишком высокотехнологичной, сложной в производстве и дорогой для воюющей Германии. Поэтому таких мотоциклов было сделано всего около 3000 штук, и к 1941 году, когда немцы вторглись на нашу территорию, их в войсках уже практически не осталось.